Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году»

Контрольно-надзорная деятельность



Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол заседания президиума Совета от 21.12.2016 № 12) утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанная на среднесрочную перспективу до 2024 г. Приоритетная программа включает восемь приоритетных проектов и мероприятий, в том числе внедрение риск-ориентированного подхода, системы оценки результативности и эффективности контрольной и надзорной деятельности, системы профилактики правонарушений, а также актуализация обязательных требований и повышение качества региональной контрольной и надзорной деятельности.

Для внедрения риск-ориентированного подхода при организации государственного экологического надзора приняты два постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
  • от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».

Риск-ориентированный подход предусматривает различную периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска объекта, это позволит сократить их число на объектах, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска (не чаще одного раза в 4 года и в 5 лет соответственно), а по объектам низкого риска и вовсе отказаться от проведения плановых проверок и сосредоточить внимание на наиболее крупных «загрязнителях».

Кроме того, в реализацию Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в рамках приоритетной программы приняты постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 04.11.2017 №1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 762», устанавливающие обязанность должностным лицам Росприроднадзора использовать проверочные листы при проведении плановых проверок. Применение проверочных листов позволит сосредоточиться на наиболее значимых вопросах с точки зрения предотвращения угроз окружающей среде, снизить административные барьеры, а также предупредить возможные правонарушения, так как у природопользователя есть возможность использовать проверочные листы для самоконтроля.

В 2017 г. создана ФГИС «Наша природа», призванная повысить прозрачность работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, проводимой уполномоченными государственными органами всех уровней, увеличить открытость, доступность и достоверность предоставления отчетности органами государственной власти всех уровней, снизить сроки принятия решений и проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений. Внедрение системы ФГИС «Наша природа» начато в девяти пилотных регионах – Ярославской, Иркутской, Ленинградской, Волгоградской и Курганской областях, республиках Бурятия, Саха (Якутия), Чувашия, Ставропольском крае.

Росприроднадзор

В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2017 г. Росприроднадзором выполнены следующие мероприятия:

1. Объекты по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Росприроднадзора в ПТО УОНВОС.

2. Планы проведения проверок на 2018 г. сформированы на основании риск-ориентированного подхода. В результате уточнения критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, количество поднадзорных субъектов сокращено с 80 тысяч до 20 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Планирование контрольно-надзорной деятельности ведется на основании риск-ориентированного подхода, количество субъектов предпринимательства, включенных в план проведения проверок, поэтапно снижается: в 2016 г. – 3 689, в 2017 г. – 2 255, в 2018 г. – 2 013 плановых проверок.

4. Утверждены приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 проверочные листы, применяемые при осуществлении федерального государственного экологического надзора по 5 наиболее массовым видам контроля (надзора). Всего с применением чек-листов до конца 2017 г. запланировано 46 плановых проверок.

5. Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований, с использованием «Личного кабинета природопользователя» в сети «Интернет», электронных форм проверочных листов, содержащих обязательные требования. На сайте Росприроднадзора – http://rpn.gov.ru/ – создан раздел для природопользователей по работе с чек-листами; представлены Сервисы в Личном кабинете природопользователя и подробная видеоинструкция.

6. Обеспечен механизм предварительных уведомлений предприятий (за 2 месяца) об истечении срока действия разрешений и лицензий, внедрен в ФГИС «ПТК «Госконтроль».

7. Разработан реестр информационной системы по учёту объектов негативного воздействия на окружающую среду.

8. Завершена интеграция государственной информационной системы по учёту отходов от использования товаров государственной информационной системы по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду с ФГИС «ПТК «Госконтроль» и др.

Динамика основных показателей осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществляемого системой Росприроднадзора в Российской Федерации, 2014-2017 гг.
Наименование показателя Единица измерения 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1. Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - всего ед. 19251 17241 15578 12375
из них - число внеплановых проверок ед. 13632 12205 11892 10270
в том числе по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных проверок ранее ед. 11781 10467 9871 8197
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - итого ед. 1446 1183 1175 993
из них: о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ед. 569 517 678 413
о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ед. 83 105 29 19
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации ед. 87 203 387 604
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры ед. 235 214 200 107
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации ед. 83 138 259 369
Из строки 1: количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля ед. 234 132 187 251
из них внеплановых ед. 17 4 4 81
Общее количество документарных проверок ед. 10638 9748 9225 7480
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения ед. 8562 6864 5942 4853
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ед. 641 620 478 464
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ед. 37 68 126 103
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения ед. 10399 7816 7698 6457
в том числе внеплановых ед. 5623 4148 5073 -
Выявлено правонарушений - всего ед. 24841 21627 19045 14061
в том числе в ходе внеплановых проверок ед. 8887 8139 8568 -
из общего числа выявленных правонарушений: нарушение обязательных требований законодательства ед. 18359 15597 13641 9391
несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям ед. - 2 1 5
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля ед. 6482 6028 5403 4665
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях ед. 9963 7899 6813 5691
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания ед. 7107 5789 5311 4975
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок - всего ед. 15867 15779 15765 12942
из них по видам наказаний: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения ед. - - - 0
лишение специального права, предоставленного физическому лицу ед. - - - 0
административный арест ед. 1 - 6 0
административное приостановление деятельности ед. 24 46 17 17
в том числе по результатам внеплановых проверок ед. 3 18 1 -
предупреждение ед. 583 633 974 1546
административный штраф - всего ед. 15259 15099 14703 11378
в том числе наложенный в ходе внеплановых проверок ед. 3222 3045 5000 -
из общей суммы административного штрафа - штраф, наложенный на: должностное лицо ед. 6800 6783 6073 4955
индивидуального предпринимателя ед. 103 74 105 31
юридическое лицо ед. 8356 8242 8525 6392
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел ед. 14 3 25 17
из них количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений применены меры уголовного наказания ед. - 2 - 0
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными - всего ед. 1 - 4 5
в том числе: по решению суда ед. - - 1 3
по предписанию органов прокуратуры ед. - - 1 0
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля ед. 1 - 2 2
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания ед. - - 1 7
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю со стороны контрольного органа ед. 80489 80489 81473 21966
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые и внеплановые проверки ед. 13063 10633 9995 7992
Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) ед. 2151 1977 1824 1963
из них занятых ед. 1972 1776 1717 1825
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) млн руб. 1370,2 1480,3 24215,6 1737,97
Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего ед. 116 86 207 127
в том числе: количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан ед. - 1 - 0
количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде ед. 118 85 203 126
количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера ед. 1 - 1 0
Источник: данные Росприроднадзора.
Распределение контрольно-надзорных мероприятий в 2017 г. по видам, %
Источник: данные Росприроднадзора

Наблюдается тенденция общего сокращения числа проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – за период с 2014 по 2017 г. их общее количество уменьшилось почти на 6,88 тыс. ед. (или на 35,7%). Число внеплановых проверок, составляющих подавляющую часть общего количества проверок (в 2017 г. их количество составило 83% от общего количества проверок) снизилось лишь на 24,7%. Группа внеплановых проверок, проведенных на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, выросла с 87 ед. в 2014 г. до 604 ед. в 2017 г., или в 5,94 раза.

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, сократилось за три года более, чем на 43%.

Численность штатных единиц работников по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), сократилась за три года почти на 180 чел., или на 8,7%.

Сведения о выявлении нарушений в сфере загрязнения окружающей среды нефтепродуктами и о принятых мерах по федеральным округам Российской Федерации в 2017 г.
Федеральный округ Выявлено нарушений в шт. Привлечено к административной ответственности, шт. Наложено штрафов Взыскано штрафов Представления об устранении причин и условий совершения административного правонарушения, шт. Предписания об устранении нарушений обязательных требований, шт.
ВСЕГО, шт. Из них: ВСЕГО Из них: ВСЕГО Из них: Внесено, шт. Исполнено, шт. Выдано, шт. Исполнено, шт.
Юридических лиц, шт. Должностных лиц, шт. количество, шт. сумма, тыс. руб. На юридических ли На должностных лиц количество, шт. сумма, тыс. руб. С юридических лиц С должностных лиц
количество, шт. сумма, тыс. руб. количество, шт. сумма, тыс. руб. количество, шт. сумма, тыс. руб. количество, шт. сумма, тыс. руб.
УФО 56 89 89 0 90 2920 90 2920 0 0 52 2130 52 2130 0 0 74 73 13 0
ПФО 32 33 18 16 35 1243 19 1065 17 175 22 515 8 390 14 125 18 12 9 1
СКФО 3 3 3 0 3 170 3 170 0 0 2 120 2 120 0 0 3 3 0 0
СФО 223 208 171 32 212 4708 174 4375 32 203 110 2345 93 2255 11 105 150 116 24 6
ЦФО 34 35 16 13 36 770,50 17 640,00 18 97,5 23 397,5 10 325 11 77,5 6 6 13 4
ЮФО 77 66 36 28 63 2401 34 2150 25 242 43 1973 25 1770 17 200 25 22 22 2
ДФО 24 28 12 15 25 569,5 14 440 15 99,5 16 318,5 3 275 8 53,5 6 10 2 1
СЗФО 24 21 14 7 21 684 13 619 8 65 15 447 9 408 6 39 4 4 8 4
Всего по РФ 473 483 359 111 485 12896,5 364 12379 115 782,5 283 8246 202 7673 67 600 286 246 91 18
Источник: данные Росприроднадзора.
Сведения о рассчитанных ущербах окружающей среде от загрязнения нефтепродуктами и принятых мерах в 2017 г.
Федеральный округ Ущербы
Рассчитано ущербов Предъявлено ущербов Взыскано ущербов Находятся в судах Отменено в судебном порядке Заключены мировые соглашения
Всего, шт. В том числе с применением методики Всего, шт. сумма, тыс. руб. По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. Из них: Всего, шт. сумма, тыс. руб. По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт.
Утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (почва), шт. Утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (водные объекты), шт. Возмещено в натуре (проведена рекультивация) Возмещено в добровольном порядке
шт. га По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. Всего, шт. сумма, тыс. руб. По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. Сумма, тыс. руб. По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. Сумма, тыс. руб.
шт. сумма, тыс. руб. шт. сумма, тыс. руб.
УФО 14 13 81052,02 1 6212,686 13 206184,71 12 0 0,0036 0 2 6319,726 1 10 156266 9 1 949,5 0 0
ПФО 14 12 4984,62 2 4816,54 13 9784,16 16 0 0 0 3 1002,68 4 7 6626,78 8 0 0 0 0
СКФО 0 2 38368 1 94 189 2 94189 2 0 0 0 2 94939 2 0 0 0 0
СФО 36 39 18616,69 7 553951,9 39 562812,33 41 2 0,0128 3 21 3433,998 21 10 7623,07 8 1 582,75 0
ЦФО 24 18 21666,78 6 8671,367 22 25497,95 20 2 0,1 1 6 529,663 6 6 3092,86 5 3 1331 1 20246
ЮФО 58 26 41664,16 32 29930,21 30 56941,77 31 0 0 0 13 2205,327 15 7 23740,9 7 0 0 0 0
ДФО 7 6 3161 3 103,62 6 919,62 6 0 0 0 4 200,04 4 4 10627,1 5 0 0 0 0
СЗФО 4 2 242,5 3 69,22 3 810,5 3 0 0 0 2 96,8 2 1 202,5 1 0 0 0 0
Всего по РФ 157 118 209755,8 55 697944,6 128 957140,03 131 4 0,1164 4 51 13788,23 53 47 303118 45 5 2863,2 1 20246
Источник: данные Росприроднадзора.

Россельхознадзор

Государственный земельный надзор

В 2017 г. территориальными управлениями Россельхознадзора проведено 44,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий на площади более 17 млн га земель сельскохозяйственного назначения, что на 37% меньше показателя предыдущего 2016 г. (26,8 млн га).

Основные результаты работы в области государственного земельного надзора, 2016-2017 гг.
Показатели 2016 г. 2017 г.
Проконтролированная площадь, тыс. га 26 843,3 16 957,6
Установлено правонарушений на площади, тыс. га 1 561,6 1 282,2
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, ед. 14 385 14 873
Внесено представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, ед. 1 833 1 636
Направлено материалов дел по подведомственности в органы прокуратуры, следственные органы, суды, Росреестр, Росприроднадзор и т.д., ед. 8 822 7 575
Выдано предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ 215 448
Выдано предписаний, ед. 12 441 14 559
Исполнено предписаний, ед. 5 270 5 490
Наложено штрафов за отчетный период, млн руб. 833,2 685,0
Взыскано штрафов за отчетный период из числа наложенных за текущий период, млн руб. 221,5 293, 7
Взыскано штрафов за отчетный период с учетом прошлых периодов на сумму, млн руб. 349 412, 1
Направлено постановлений о назначении административного наказания (из числа вынесенных за отчетный период) в ФССП для принудительного взыскания штрафов, ед. 2 639 2 124
Выявлено несанкционированных карьеров, га 1 122,6 1 947,5
Рекультивировано несанкционированных карьеров из числа выявленных за отчетный период, га 33,8 39,8
Выявлено несанкционированных свалок, га 2 114,23 3 013,21
Ликвидировано несанкционированных свалок, га 303,4 622,9
Выявлено дикорастущих наркосодержащих растений на площади, тыс. га 1,3 2,3
Источник: данные Россельхознадзора.

Наибольшее количество (37%) мероприятий связано с проведением плановых проверок, по результатам которых в 50,4% случаев выявлены нарушения, что выше показателя 2016 г. на 8%. В 2017 г. проведено более 44 тыс. контрольно-надзорных мероприятий.

Распределение контрольно-надзорных мероприятий в 2017 г. по видам, %
Источник: данные Россельхознадзора.
О выявленных нарушениях по статьям КоАП РФ, 2016-2017 гг.
Показатели 2016 г. 2017 г.
Установлено правонарушений всего, шт. 24 733 25 219
Статьи
КоАП РФ:
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя (ч.1 ст. 8.6) 1 727 1 710
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч.2 ст. 8.6) 1 342 1 232
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ч.2 ст. 8.7) 7 225 10 150
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ч.2 ст. 8.8) 5 250 3 641
Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ (ст.10.9) 35 13
Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем. Повреждение мелиоративных систем (ч.2, 3 ст.10.10) 1 131 1 196
ст.17.7, ст. 19.4, 19.4.1, 19.5-19.7, ч. 1 ст. 20.25 8 019 7 188
Источник: данные Россельхознадзора.
Распределение выявленных нарушений по статьям КоАП РФ и по видам хозяйствующих субъектов в 2017 г.

Примечание: * – ЮЛ - юридические лица; ИП - индивидуальные предприниматели; ФЛ - физические лица; ОГВ - органы государственной власти; ОМС - органы местного самоуправления; ДЛ - должностные лица.

Источник: данные Россельхознадзора.

В результате исполнения выданных территориальными управлениями Россельхознадзора предписаний об устранении ранее выявленных нарушений в 2017 г. устранено нарушений на общей площади 547,5 тыс. га, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 252,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Распределение правонарушений с причинением вреда почвам по видам нарушений в 2017 г.

Примечание: *- одновременное наличие 2 и более видов нарушений с причинением вреда почвам

Источник: данные Россельхознадзора.

В 2017 г. выявлено 525 карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения на площади 2 тыс. га (в 2016 г. – 410 карьеров на площади 1,1 тыс. га). Проведена рекультивация 42 карьеров на площади 39,7 га. Выявлено 2 469 свалок на площади 3 тыс. га (в 2016 г. выявлено 1 520 свалок на площади 2,1 тыс. га), из числа выявленных в 2017 г. ликвидировано 964 свалки на площади 622,9 га.

Фактически в результате работы территориальных управлений Россельхознадзора в судебном порядке возмещено вреда в денежном эквиваленте на сумму 211 млн руб.

Количество правонарушений с причинением вреда почвам в федеральных округах Российской Федерации, 2016-2017 гг.
Источник: данные Россельхознадзора.
Процент положительных судебных решений по искам о возмещении вреда (%), 2016-2017 гг.

Источник: данные Россельхознадзора.

В 2017 г. для исследования на агрохимические и химико-токсикологические показатели на территории Российской Федерации было отобрано 34,5 тыс. почвенных образцов с общей площади 274,8 тыс. га.

Результаты исследования почв в 2017 г.
Показатель Химико-токсикологические показатели (содержание нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, пестицидов и др.) Агрохимические показатели (показатели, определяющие уровень плодородия почв)
Проанализировано образцов (без учета контрольных) 16 593 17 447
Выявлено образцов с загрязнением/снижением плодородия 7 859 8 767
На площади, тыс. га 30,8 61,5
Выявляемость 47,4 % 50,2%
Источник: данные Россельхознадзора.

На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора.

Фитосанитарный надзор

В 2017 г. при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации территориальными управлениями Россельхознадзора проконтролировано более 13,4 млн тонн (в 2016 г. – 11,5 млн тонн) и 2,25 млрд штук (в 2016 г. – 1,4 млрд штук) различной подкарантинной продукции; было выявлено 39 видов (в 2016 г. – 41 вид) карантинных для Российской Федерации объектов в 4 521 случае (в 2016 г. – 4 546 случаев) обнаружений.

По результатам проведенных территориальными управлениями Россельхознадзора контрольно-надзорных мероприятий выявлялась зараженная подкарантинная продукция, в отношении которой приняты следующие меры: обеззаражено – более 3,3 тыс. тонн, 3,2 тыс. штук (в 2016 г. – более 3,6 тыс. тонн, 12,8 тыс. штук) подкарантинной продукции; уничтожено – более 2,4 тонн и более 540 тыс. шт. (в 2016 г. – более 727 тонн и более 580 тыс. шт.); возвращено – более 3,2 тыс. тонн и 248 тыс. шт. (в 2016 г. – более 3,7 тыс. тонн и 47 тыс. шт.); направлено на переработку по технологиям, обеспечивающим лишение семян карантинных сорных растений жизнеспособности, более 2,2 млн тонн (в 2016 г. – более 2,3 млн тонн).

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах завершения таможенных процедур должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора выявлено более 16,0 тыс. (в 2016 г. – 15,8 тыс.) административных правонарушений в области карантина растений. Сумма наложенных штрафов составила более 26,1 млн руб. (в 2016 г. – 44,2 млн руб.), взыскано более 21,97 млн руб. (в 2016 г. – 30,05 млн руб.).

С учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в 2017 г. произошло некоторое снижение количества проведенных плановых проверок; из запланированных 8 975 проверок было проведено 8 397 (снижение на 7%) и 6 110 внеплановых проверок. При этом произошло некоторое увеличение выявленных правонарушений (на 4%).

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора выявлено более 35,3 тыс. административных правонарушений в области карантина растений, что на 4% больше, чем в предыдущем 2016 г., составлено более 34,9 тыс. протоколов, выдано более 9,4 тыс. предписаний об устранении нарушений. На нарушителей российского законодательства в области карантина растений наложено административных штрафов на сумму более 47,4 млн руб., взыскано более 38,8 млн руб. (в 2016 г. - более 49,5 млн руб., взыскано более 42,9 млн руб.).

По заявлениям хозяйствующих субъектов выдано более 964 тыс. фитосанитарных сертификатов и более 1 млн карантинных сертификатов.С 1 января 2018 г. предусматривается выдача карантинных сертификатов в форме электронного документа, а также его погашение в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. В этих целях Россельхознадзором была доработана система ФГИС «Аргус-Фито», разработан дополнительный модуль «Аргус-Извещение».

Рослесхоз

В 2017 г. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора проведено 37 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановых – 23 проверки (62,2% от общего количества проведенных проверок), внеплановых – 14 проверок.

По результатам 19 проверок выявлено 22 правонарушения, из них: 13 нарушений обязательных требований законодательства и 9 – невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). По результатам проведенных проверок выдано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений. По результатам 16 проверок по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях.

По итогам плановых и внеплановых проверок назначено 23 административных наказания, из них наложено 17 административных штрафов (74,0% от общего количества назначенных административных наказаний), в том числе на юридических лиц наложено 11 штрафов (64,7% от общего количества).

Общая сумма административных штрафов, наложенных по итогам плановых и внеплановых проверок в 2017 г., составила 710,0 тыс. руб., в том числе на юридических лиц наложено 628,0 тыс. руб. (88,4% от общей суммы административных штрафов). Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 645,0 тыс. руб. (91,0% от суммы наложенных штрафов).

В целях повышения качества осуществления федерального государственного лесного надзора центральным аппаратом Рослесхоза ежегодно проводятся плановые комплексные проверки территориальных органов Рослесхоза. Планы проведения плановых проверок на 2017 г. выполнены по федеральным округам на 100%. По результатам проведенных проверок выдано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений. Государственными лесными инспекторами проведено около 3,7 тыс. мероприятий по контролю в лесах (осмотр/обследование лесных участков, патрулирование лесов).

В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, государственными лесными инспекторами возбуждено 355 дел об административных правонарушениях. Из органов внутренних дел, прокуратуры и других государственных органов контроля (надзора) на рассмотрение поступило 71 дело об административном правонарушении.Основные нарушения обязательных требований в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, – это нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах. В 2017 г. за указанные правонарушения возбуждено 246 дел об административных правонарушениях и поступило на рассмотрение из других органов 52 дела об административном правонарушении, что составляет около 70% от общего количества выявленных нарушений. Около 60% от общего количества указанных правонарушений совершается гражданами.

Всего в 2017 г. к административной ответственности привлечено 361 лицо, из них граждан – 154, должностных лиц – 154, юридических лиц – 53. Всего наложено административных штрафов на сумму 4860 тыс. руб., взыскано в отчетном периоде 3164,7 тыс. руб., или 65% от общей суммы наложенных штрафов.

По результатам мероприятий по контролю в лесах, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (патрулирование лесов, обследования (осмотры) лесных участков), выявлены нарушения лесного законодательства, по которым в правоохранительные органы направлено 28 материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев), на общую сумму около 23,5 млн руб. Возбуждено 4 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечено 1 лицо.

Восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов; специалистам ФБУ «Авиалесоохрана» возвращены полномочия по искусственному вызыванию осадков и проведению взрывных работ при тушении лесных пожаров. Созданы межрегиональный центр в Красноярске и подразделение «Авиалесоохраны» в Якутске.

Росгидромет

На 1 января 2018 г. действовала 1 001 лицензия Росгидромета (976 – на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях; 25 – на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления). В 2017 г. Росгидрометом предоставлена 121 лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, переоформлено 106 лицензий, по 10 заявлениям соискателей принято решение об отказе в предоставлении лицензии. В части, касающейся выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, предоставлено 3 лицензии, переоформлена 1 лицензия, по 1 заявлению принято решение об отказе в предоставлении лицензии.

В соответствии со сводным ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Росгидромета проведено 83 проверки лицензиатов, в том числе 3 внеплановые проверки. По результатам проверок выявлено 25 случаев нарушений лицензионных требований у 23 организаций.

Государственными инспекторами Росгидромета проведено 9 проверок организаций по линии государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, а также две внеплановые проверки. По результатам проверок выявлены нарушения обязательных требований при выполнении работ.

Раздел доклада в формате PDF