Контрольно-надзорная деятельность
Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол заседания президиума Совета от 21.12.2016 № 12) утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанная на среднесрочную перспективу до 2024 г. Приоритетная программа включает восемь приоритетных проектов и мероприятий, в том числе внедрение риск-ориентированного подхода, системы оценки результативности и эффективности контрольной и надзорной деятельности, системы профилактики правонарушений, а также актуализация обязательных требований и повышение качества региональной контрольной и надзорной деятельности.
Для внедрения риск-ориентированного подхода при организации государственного экологического надзора приняты два постановления Правительства Российской Федерации:
- от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
- от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».
Риск-ориентированный подход предусматривает различную периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска объекта, это позволит сократить их число на объектах, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска (не чаще одного раза в 4 года и в 5 лет соответственно), а по объектам низкого риска и вовсе отказаться от проведения плановых проверок и сосредоточить внимание на наиболее крупных «загрязнителях».
Кроме того, в реализацию Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в рамках приоритетной программы приняты постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 04.11.2017 №1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 762», устанавливающие обязанность должностным лицам Росприроднадзора использовать проверочные листы при проведении плановых проверок. Применение проверочных листов позволит сосредоточиться на наиболее значимых вопросах с точки зрения предотвращения угроз окружающей среде, снизить административные барьеры, а также предупредить возможные правонарушения, так как у природопользователя есть возможность использовать проверочные листы для самоконтроля.
В 2017 г. создана ФГИС «Наша природа», призванная повысить прозрачность работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, проводимой уполномоченными государственными органами всех уровней, увеличить открытость, доступность и достоверность предоставления отчетности органами государственной власти всех уровней, снизить сроки принятия решений и проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений. Внедрение системы ФГИС «Наша природа» начато в девяти пилотных регионах – Ярославской, Иркутской, Ленинградской, Волгоградской и Курганской областях, республиках Бурятия, Саха (Якутия), Чувашия, Ставропольском крае.
Росприроднадзор
В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2017 г. Росприроднадзором выполнены следующие мероприятия:
1. Объекты по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Росприроднадзора в ПТО УОНВОС.
2. Планы проведения проверок на 2018 г. сформированы на основании риск-ориентированного подхода. В результате уточнения критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, количество поднадзорных субъектов сокращено с 80 тысяч до 20 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Планирование контрольно-надзорной деятельности ведется на основании риск-ориентированного подхода, количество субъектов предпринимательства, включенных в план проведения проверок, поэтапно снижается: в 2016 г. – 3 689, в 2017 г. – 2 255, в 2018 г. – 2 013 плановых проверок.
4. Утверждены приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 проверочные листы, применяемые при осуществлении федерального государственного экологического надзора по 5 наиболее массовым видам контроля (надзора). Всего с применением чек-листов до конца 2017 г. запланировано 46 плановых проверок.
5. Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований, с использованием «Личного кабинета природопользователя» в сети «Интернет», электронных форм проверочных листов, содержащих обязательные требования. На сайте Росприроднадзора – http://rpn.gov.ru/ – создан раздел для природопользователей по работе с чек-листами; представлены Сервисы в Личном кабинете природопользователя и подробная видеоинструкция.
6. Обеспечен механизм предварительных уведомлений предприятий (за 2 месяца) об истечении срока действия разрешений и лицензий, внедрен в ФГИС «ПТК «Госконтроль».
7. Разработан реестр информационной системы по учёту объектов негативного воздействия на окружающую среду.
8. Завершена интеграция государственной информационной системы по учёту отходов от использования товаров государственной информационной системы по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду с ФГИС «ПТК «Госконтроль» и др.
Наименование показателя | Единица измерения | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
1. Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - всего | ед. | 19251 | 17241 | 15578 | 12375 |
из них - число внеплановых проверок | ед. | 13632 | 12205 | 11892 | 10270 |
в том числе по следующим основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных проверок ранее | ед. | 11781 | 10467 | 9871 | 8197 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - итого | ед. | 1446 | 1183 | 1175 | 993 |
из них: о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ед. | 569 | 517 | 678 | 413 |
о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ед. | 83 | 105 | 29 | 19 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации | ед. | 87 | 203 | 387 | 604 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры | ед. | 235 | 214 | 200 | 107 |
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации | ед. | 83 | 138 | 259 | 369 |
Из строки 1: количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля | ед. | 234 | 132 | 187 | 251 |
из них внеплановых | ед. | 17 | 4 | 4 | 81 |
Общее количество документарных проверок | ед. | 10638 | 9748 | 9225 | 7480 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения | ед. | 8562 | 6864 | 5942 | 4853 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ед. | 641 | 620 | 478 | 464 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ед. | 37 | 68 | 126 | 103 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения | ед. | 10399 | 7816 | 7698 | 6457 |
в том числе внеплановых | ед. | 5623 | 4148 | 5073 | - |
Выявлено правонарушений - всего | ед. | 24841 | 21627 | 19045 | 14061 |
в том числе в ходе внеплановых проверок | ед. | 8887 | 8139 | 8568 | - |
из общего числа выявленных правонарушений: нарушение обязательных требований законодательства | ед. | 18359 | 15597 | 13641 | 9391 |
несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям | ед. | - | 2 | 1 | 5 |
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля | ед. | 6482 | 6028 | 5403 | 4665 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях | ед. | 9963 | 7899 | 6813 | 5691 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания | ед. | 7107 | 5789 | 5311 | 4975 |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок - всего | ед. | 15867 | 15779 | 15765 | 12942 |
из них по видам наказаний: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения | ед. | - | - | - | 0 |
лишение специального права, предоставленного физическому лицу | ед. | - | - | - | 0 |
административный арест | ед. | 1 | - | 6 | 0 |
административное приостановление деятельности | ед. | 24 | 46 | 17 | 17 |
в том числе по результатам внеплановых проверок | ед. | 3 | 18 | 1 | - |
предупреждение | ед. | 583 | 633 | 974 | 1546 |
административный штраф - всего | ед. | 15259 | 15099 | 14703 | 11378 |
в том числе наложенный в ходе внеплановых проверок | ед. | 3222 | 3045 | 5000 | - |
из общей суммы административного штрафа - штраф, наложенный на: должностное лицо | ед. | 6800 | 6783 | 6073 | 4955 |
индивидуального предпринимателя | ед. | 103 | 74 | 105 | 31 |
юридическое лицо | ед. | 8356 | 8242 | 8525 | 6392 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел | ед. | 14 | 3 | 25 | 17 |
из них количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений применены меры уголовного наказания | ед. | - | 2 | - | 0 |
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными - всего | ед. | 1 | - | 4 | 5 |
в том числе: по решению суда | ед. | - | - | 1 | 3 |
по предписанию органов прокуратуры | ед. | - | - | 1 | 0 |
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля | ед. | 1 | - | 2 | 2 |
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания | ед. | - | - | 1 | 7 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю со стороны контрольного органа | ед. | 80489 | 80489 | 81473 | 21966 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые и внеплановые проверки | ед. | 13063 | 10633 | 9995 | 7992 |
Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) | ед. | 2151 | 1977 | 1824 | 1963 |
из них занятых | ед. | 1972 | 1776 | 1717 | 1825 |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) | млн руб. | 1370,2 | 1480,3 | 24215,6 | 1737,97 |
Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего | ед. | 116 | 86 | 207 | 127 |
в том числе: количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан | ед. | - | 1 | - | 0 |
количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде | ед. | 118 | 85 | 203 | 126 |
количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера | ед. | 1 | - | 1 | 0 |
Наблюдается тенденция общего сокращения числа проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – за период с 2014 по 2017 г. их общее количество уменьшилось почти на 6,88 тыс. ед. (или на 35,7%). Число внеплановых проверок, составляющих подавляющую часть общего количества проверок (в 2017 г. их количество составило 83% от общего количества проверок) снизилось лишь на 24,7%. Группа внеплановых проверок, проведенных на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, выросла с 87 ед. в 2014 г. до 604 ед. в 2017 г., или в 5,94 раза.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, сократилось за три года более, чем на 43%.
Численность штатных единиц работников по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), сократилась за три года почти на 180 чел., или на 8,7%.
Федеральный округ | Выявлено нарушений в шт. | Привлечено к административной ответственности, шт. | Наложено штрафов | Взыскано штрафов | Представления об устранении причин и условий совершения административного правонарушения, шт. | Предписания об устранении нарушений обязательных требований, шт. | ||||||||||||||
ВСЕГО, шт. | Из них: | ВСЕГО | Из них: | ВСЕГО | Из них: | Внесено, шт. | Исполнено, шт. | Выдано, шт. | Исполнено, шт. | |||||||||||
Юридических лиц, шт. | Должностных лиц, шт. | количество, шт. | сумма, тыс. руб. | На юридических ли | На должностных лиц | количество, шт. | сумма, тыс. руб. | С юридических лиц | С должностных лиц | |||||||||||
количество, шт. | сумма, тыс. руб. | количество, шт. | сумма, тыс. руб. | количество, шт. | сумма, тыс. руб. | количество, шт. | сумма, тыс. руб. | |||||||||||||
УФО | 56 | 89 | 89 | 0 | 90 | 2920 | 90 | 2920 | 0 | 0 | 52 | 2130 | 52 | 2130 | 0 | 0 | 74 | 73 | 13 | 0 |
ПФО | 32 | 33 | 18 | 16 | 35 | 1243 | 19 | 1065 | 17 | 175 | 22 | 515 | 8 | 390 | 14 | 125 | 18 | 12 | 9 | 1 |
СКФО | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 170 | 3 | 170 | 0 | 0 | 2 | 120 | 2 | 120 | 0 | 0 | 3 | 3 | 0 | 0 |
СФО | 223 | 208 | 171 | 32 | 212 | 4708 | 174 | 4375 | 32 | 203 | 110 | 2345 | 93 | 2255 | 11 | 105 | 150 | 116 | 24 | 6 |
ЦФО | 34 | 35 | 16 | 13 | 36 | 770,50 | 17 | 640,00 | 18 | 97,5 | 23 | 397,5 | 10 | 325 | 11 | 77,5 | 6 | 6 | 13 | 4 |
ЮФО | 77 | 66 | 36 | 28 | 63 | 2401 | 34 | 2150 | 25 | 242 | 43 | 1973 | 25 | 1770 | 17 | 200 | 25 | 22 | 22 | 2 |
ДФО | 24 | 28 | 12 | 15 | 25 | 569,5 | 14 | 440 | 15 | 99,5 | 16 | 318,5 | 3 | 275 | 8 | 53,5 | 6 | 10 | 2 | 1 |
СЗФО | 24 | 21 | 14 | 7 | 21 | 684 | 13 | 619 | 8 | 65 | 15 | 447 | 9 | 408 | 6 | 39 | 4 | 4 | 8 | 4 |
Всего по РФ | 473 | 483 | 359 | 111 | 485 | 12896,5 | 364 | 12379 | 115 | 782,5 | 283 | 8246 | 202 | 7673 | 67 | 600 | 286 | 246 | 91 | 18 |
Федеральный округ | Ущербы | ||||||||||||||||||||
Рассчитано ущербов | Предъявлено ущербов | Взыскано ущербов | Находятся в судах | Отменено в судебном порядке | Заключены мировые соглашения | ||||||||||||||||
Всего, шт. | В том числе с применением методики | Всего, шт. | сумма, тыс. руб. | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | Из них: | Всего, шт. | сумма, тыс. руб. | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | |||||||||||||
Утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (почва), шт. | Утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (водные объекты), шт. | Возмещено в натуре (проведена рекультивация) | Возмещено в добровольном порядке | ||||||||||||||||||
шт. | га | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | Всего, шт. | сумма, тыс. руб. | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | Сумма, тыс. руб. | По какому количеству загрязнений нефтепродуктами, шт. | Сумма, тыс. руб. | ||||||||||||
шт. | сумма, тыс. руб. | шт. | сумма, тыс. руб. | ||||||||||||||||||
УФО | 14 | 13 | 81052,02 | 1 | 6212,686 | 13 | 206184,71 | 12 | 0 | 0,0036 | 0 | 2 | 6319,726 | 1 | 10 | 156266 | 9 | 1 | 949,5 | 0 | 0 |
ПФО | 14 | 12 | 4984,62 | 2 | 4816,54 | 13 | 9784,16 | 16 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1002,68 | 4 | 7 | 6626,78 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 |
СКФО | 0 | 2 | 38368 | 1 | 94 189 | 2 | 94189 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 94939 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
СФО | 36 | 39 | 18616,69 | 7 | 553951,9 | 39 | 562812,33 | 41 | 2 | 0,0128 | 3 | 21 | 3433,998 | 21 | 10 | 7623,07 | 8 | 1 | 582,75 | 0 | |
ЦФО | 24 | 18 | 21666,78 | 6 | 8671,367 | 22 | 25497,95 | 20 | 2 | 0,1 | 1 | 6 | 529,663 | 6 | 6 | 3092,86 | 5 | 3 | 1331 | 1 | 20246 |
ЮФО | 58 | 26 | 41664,16 | 32 | 29930,21 | 30 | 56941,77 | 31 | 0 | 0 | 0 | 13 | 2205,327 | 15 | 7 | 23740,9 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ДФО | 7 | 6 | 3161 | 3 | 103,62 | 6 | 919,62 | 6 | 0 | 0 | 0 | 4 | 200,04 | 4 | 4 | 10627,1 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
СЗФО | 4 | 2 | 242,5 | 3 | 69,22 | 3 | 810,5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 96,8 | 2 | 1 | 202,5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего по РФ | 157 | 118 | 209755,8 | 55 | 697944,6 | 128 | 957140,03 | 131 | 4 | 0,1164 | 4 | 51 | 13788,23 | 53 | 47 | 303118 | 45 | 5 | 2863,2 | 1 | 20246 |
Россельхознадзор
Государственный земельный надзор
В 2017 г. территориальными управлениями Россельхознадзора проведено 44,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий на площади более 17 млн га земель сельскохозяйственного назначения, что на 37% меньше показателя предыдущего 2016 г. (26,8 млн га).
Показатели | 2016 г. | 2017 г. |
Проконтролированная площадь, тыс. га | 26 843,3 | 16 957,6 |
Установлено правонарушений на площади, тыс. га | 1 561,6 | 1 282,2 |
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, ед. | 14 385 | 14 873 |
Внесено представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, ед. | 1 833 | 1 636 |
Направлено материалов дел по подведомственности в органы прокуратуры, следственные органы, суды, Росреестр, Росприроднадзор и т.д., ед. | 8 822 | 7 575 |
Выдано предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ | 215 | 448 |
Выдано предписаний, ед. | 12 441 | 14 559 |
Исполнено предписаний, ед. | 5 270 | 5 490 |
Наложено штрафов за отчетный период, млн руб. | 833,2 | 685,0 |
Взыскано штрафов за отчетный период из числа наложенных за текущий период, млн руб. | 221,5 | 293, 7 |
Взыскано штрафов за отчетный период с учетом прошлых периодов на сумму, млн руб. | 349 | 412, 1 |
Направлено постановлений о назначении административного наказания (из числа вынесенных за отчетный период) в ФССП для принудительного взыскания штрафов, ед. | 2 639 | 2 124 |
Выявлено несанкционированных карьеров, га | 1 122,6 | 1 947,5 |
Рекультивировано несанкционированных карьеров из числа выявленных за отчетный период, га | 33,8 | 39,8 |
Выявлено несанкционированных свалок, га | 2 114,23 | 3 013,21 |
Ликвидировано несанкционированных свалок, га | 303,4 | 622,9 |
Выявлено дикорастущих наркосодержащих растений на площади, тыс. га | 1,3 | 2,3 |
Наибольшее количество (37%) мероприятий связано с проведением плановых проверок, по результатам которых в 50,4% случаев выявлены нарушения, что выше показателя 2016 г. на 8%. В 2017 г. проведено более 44 тыс. контрольно-надзорных мероприятий.
Показатели | 2016 г. | 2017 г. | |
Установлено правонарушений всего, шт. | 24 733 | 25 219 | |
Статьи КоАП РФ: |
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя (ч.1 ст. 8.6) | 1 727 | 1 710 |
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч.2 ст. 8.6) | 1 342 | 1 232 | |
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ч.2 ст. 8.7) | 7 225 | 10 150 | |
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ч.2 ст. 8.8) | 5 250 | 3 641 | |
Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ (ст.10.9) | 35 | 13 | |
Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем. Повреждение мелиоративных систем (ч.2, 3 ст.10.10) | 1 131 | 1 196 | |
ст.17.7, ст. 19.4, 19.4.1, 19.5-19.7, ч. 1 ст. 20.25 | 8 019 | 7 188 |
Примечание: * – ЮЛ - юридические лица; ИП - индивидуальные предприниматели; ФЛ - физические лица; ОГВ - органы государственной власти; ОМС - органы местного самоуправления; ДЛ - должностные лица.
Источник: данные Россельхознадзора.
В результате исполнения выданных территориальными управлениями Россельхознадзора предписаний об устранении ранее выявленных нарушений в 2017 г. устранено нарушений на общей площади 547,5 тыс. га, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 252,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Примечание: *- одновременное наличие 2 и более видов нарушений с причинением вреда почвам
Источник: данные Россельхознадзора.
В 2017 г. выявлено 525 карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения на площади 2 тыс. га (в 2016 г. – 410 карьеров на площади 1,1 тыс. га). Проведена рекультивация 42 карьеров на площади 39,7 га. Выявлено 2 469 свалок на площади 3 тыс. га (в 2016 г. выявлено 1 520 свалок на площади 2,1 тыс. га), из числа выявленных в 2017 г. ликвидировано 964 свалки на площади 622,9 га.
Фактически в результате работы территориальных управлений Россельхознадзора в судебном порядке возмещено вреда в денежном эквиваленте на сумму 211 млн руб.
В 2017 г. для исследования на агрохимические и химико-токсикологические показатели на территории Российской Федерации было отобрано 34,5 тыс. почвенных образцов с общей площади 274,8 тыс. га.
Показатель | Химико-токсикологические показатели (содержание нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, пестицидов и др.) | Агрохимические показатели (показатели, определяющие уровень плодородия почв) |
Проанализировано образцов (без учета контрольных) | 16 593 | 17 447 |
Выявлено образцов с загрязнением/снижением плодородия | 7 859 | 8 767 |
На площади, тыс. га | 30,8 | 61,5 |
Выявляемость | 47,4 % | 50,2% |
На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора.
Фитосанитарный надзор
В 2017 г. при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации территориальными управлениями Россельхознадзора проконтролировано более 13,4 млн тонн (в 2016 г. – 11,5 млн тонн) и 2,25 млрд штук (в 2016 г. – 1,4 млрд штук) различной подкарантинной продукции; было выявлено 39 видов (в 2016 г. – 41 вид) карантинных для Российской Федерации объектов в 4 521 случае (в 2016 г. – 4 546 случаев) обнаружений.
По результатам проведенных территориальными управлениями Россельхознадзора контрольно-надзорных мероприятий выявлялась зараженная подкарантинная продукция, в отношении которой приняты следующие меры: обеззаражено – более 3,3 тыс. тонн, 3,2 тыс. штук (в 2016 г. – более 3,6 тыс. тонн, 12,8 тыс. штук) подкарантинной продукции; уничтожено – более 2,4 тонн и более 540 тыс. шт. (в 2016 г. – более 727 тонн и более 580 тыс. шт.); возвращено – более 3,2 тыс. тонн и 248 тыс. шт. (в 2016 г. – более 3,7 тыс. тонн и 47 тыс. шт.); направлено на переработку по технологиям, обеспечивающим лишение семян карантинных сорных растений жизнеспособности, более 2,2 млн тонн (в 2016 г. – более 2,3 млн тонн).
В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах завершения таможенных процедур должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора выявлено более 16,0 тыс. (в 2016 г. – 15,8 тыс.) административных правонарушений в области карантина растений. Сумма наложенных штрафов составила более 26,1 млн руб. (в 2016 г. – 44,2 млн руб.), взыскано более 21,97 млн руб. (в 2016 г. – 30,05 млн руб.).
С учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в 2017 г. произошло некоторое снижение количества проведенных плановых проверок; из запланированных 8 975 проверок было проведено 8 397 (снижение на 7%) и 6 110 внеплановых проверок. При этом произошло некоторое увеличение выявленных правонарушений (на 4%).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора выявлено более 35,3 тыс. административных правонарушений в области карантина растений, что на 4% больше, чем в предыдущем 2016 г., составлено более 34,9 тыс. протоколов, выдано более 9,4 тыс. предписаний об устранении нарушений. На нарушителей российского законодательства в области карантина растений наложено административных штрафов на сумму более 47,4 млн руб., взыскано более 38,8 млн руб. (в 2016 г. - более 49,5 млн руб., взыскано более 42,9 млн руб.).
По заявлениям хозяйствующих субъектов выдано более 964 тыс. фитосанитарных сертификатов и более 1 млн карантинных сертификатов.С 1 января 2018 г. предусматривается выдача карантинных сертификатов в форме электронного документа, а также его погашение в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. В этих целях Россельхознадзором была доработана система ФГИС «Аргус-Фито», разработан дополнительный модуль «Аргус-Извещение».
Рослесхоз
В 2017 г. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора проведено 37 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановых – 23 проверки (62,2% от общего количества проведенных проверок), внеплановых – 14 проверок.
По результатам 19 проверок выявлено 22 правонарушения, из них: 13 нарушений обязательных требований законодательства и 9 – невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). По результатам проведенных проверок выдано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений. По результатам 16 проверок по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях.
По итогам плановых и внеплановых проверок назначено 23 административных наказания, из них наложено 17 административных штрафов (74,0% от общего количества назначенных административных наказаний), в том числе на юридических лиц наложено 11 штрафов (64,7% от общего количества).
Общая сумма административных штрафов, наложенных по итогам плановых и внеплановых проверок в 2017 г., составила 710,0 тыс. руб., в том числе на юридических лиц наложено 628,0 тыс. руб. (88,4% от общей суммы административных штрафов). Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 645,0 тыс. руб. (91,0% от суммы наложенных штрафов).
В целях повышения качества осуществления федерального государственного лесного надзора центральным аппаратом Рослесхоза ежегодно проводятся плановые комплексные проверки территориальных органов Рослесхоза. Планы проведения плановых проверок на 2017 г. выполнены по федеральным округам на 100%. По результатам проведенных проверок выдано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений. Государственными лесными инспекторами проведено около 3,7 тыс. мероприятий по контролю в лесах (осмотр/обследование лесных участков, патрулирование лесов).
В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, государственными лесными инспекторами возбуждено 355 дел об административных правонарушениях. Из органов внутренних дел, прокуратуры и других государственных органов контроля (надзора) на рассмотрение поступило 71 дело об административном правонарушении.Основные нарушения обязательных требований в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, – это нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах. В 2017 г. за указанные правонарушения возбуждено 246 дел об административных правонарушениях и поступило на рассмотрение из других органов 52 дела об административном правонарушении, что составляет около 70% от общего количества выявленных нарушений. Около 60% от общего количества указанных правонарушений совершается гражданами.
Всего в 2017 г. к административной ответственности привлечено 361 лицо, из них граждан – 154, должностных лиц – 154, юридических лиц – 53. Всего наложено административных штрафов на сумму 4860 тыс. руб., взыскано в отчетном периоде 3164,7 тыс. руб., или 65% от общей суммы наложенных штрафов.
По результатам мероприятий по контролю в лесах, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (патрулирование лесов, обследования (осмотры) лесных участков), выявлены нарушения лесного законодательства, по которым в правоохранительные органы направлено 28 материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев), на общую сумму около 23,5 млн руб. Возбуждено 4 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечено 1 лицо.
Восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов; специалистам ФБУ «Авиалесоохрана» возвращены полномочия по искусственному вызыванию осадков и проведению взрывных работ при тушении лесных пожаров. Созданы межрегиональный центр в Красноярске и подразделение «Авиалесоохраны» в Якутске.
Росгидромет
На 1 января 2018 г. действовала 1 001 лицензия Росгидромета (976 – на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях; 25 – на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления). В 2017 г. Росгидрометом предоставлена 121 лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, переоформлено 106 лицензий, по 10 заявлениям соискателей принято решение об отказе в предоставлении лицензии. В части, касающейся выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, предоставлено 3 лицензии, переоформлена 1 лицензия, по 1 заявлению принято решение об отказе в предоставлении лицензии.
В соответствии со сводным ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Росгидромета проведено 83 проверки лицензиатов, в том числе 3 внеплановые проверки. По результатам проверок выявлено 25 случаев нарушений лицензионных требований у 23 организаций.
Государственными инспекторами Росгидромета проведено 9 проверок организаций по линии государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, а также две внеплановые проверки. По результатам проверок выявлены нарушения обязательных требований при выполнении работ.
Раздел доклада в формате PDF