Транспорт
Пассажирооборот
Почти половина пассажирооборота Российской Федерации в 2017 г. осуществлялось воздушным транспортом (46,3%). В 2000 г. на железнодорожный и воздушный транспорт приходилось всего 44,5% перевозок, из них на железнодорожный – 33,7% и на воздушный – 11%. В 2010 г. этот показатель достиг уже 59%, из них 30% – воздушный и 29% – железнодорожный. В то же время в 2017 г. по сравнению с 2016 г. доля воздушного транспорта увеличилась на 20%, а доля железнодорожного транспорта снизилась на 1%.
Примечание: * - группа «Прочие» включает в себя таксомоторный, трамвайный, троллейбусный, морской, внутренний водный транспорт, метрополитен.
Источник: данные Росстата.
Грузооборот
На железнодорожный и трубопроводный транспорт ложится практически подавляющая часть грузооборота - более 93%. Причем если по сравнению с 2010 г. доля трубопроводного транспорта в 2017 г. упала с 50,2% до 47,8%, то доля железнодорожного выросла с 42,3% до 45,5%.
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников
Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, по виду экономической деятельности «транспортировка и хранение» составил в 2017 г. 1 795,9 тыс. т, что на 2,8% ниже, чем в 2016 г. (1 846,9 тыс. т).
Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах страны. Начиная с 2013 г. объем выбросов от автотранспорта сохраняет тенденцию к увеличению и в 2017 г. составил 14,5 млн т.
Год | Всего | из них | ||||
СО | ЛОС | NOX1 | С | SO2 | ||
Всего по передвижным источникам | ||||||
2012 | 12838 | 10117 | 925 | 1514 | 35 | 90 |
2013 | 13617 | 10431 | 1379 | 1549 | 35 | 133 |
2014 | 13776 | 10579 | 1401 | 1574 | 36 | 87 |
2015 | 13973 | 10731 | 1421 | 1594 | 36 | 97 |
2016 | 14268 | 10955 | 1452 | 1630 | 37 | 98 |
2017 | 14590 | 11218 | 1488 | 1656 | 37 | 94 |
в том числе: автомобильным транспортом | ||||||
2012 | 12679 | 10091 | 914 | 1419 | 24 | 75 |
2013 | 13424 | 10407 | 1368 | 1459 | 25 | 76 |
2014 | 13622 | 10555 | 1390 | 1483 | 25 | 77 |
2015 | 13819 | 10707 | 1411 | 1504 | 26 | 78 |
2016 | 14105 | 10929 | 1440 | 1535 | 26 | 80 |
2017 | 14448 | 11195 | 1478 | 1570 | 27 | 81 |
железнодорожным транспортом | ||||||
2012 | 160 | 26 | 11 | 95 | 11 | 16 |
2013 | 193 | 24 | 11 | 90 | 10 | 57 |
2014 | 154 | 25 | 11 | 91 | 11 | 18 |
2015 | 154 | 24 | 10 | 90 | 10 | 19 |
2016 | 163 | 26 | 11 | 96 | 11 | 19 |
2017 | 142 | 23 | 10 | 86 | 10 | 13 |
Примечание: 1 в пересчете на NO2
Источник: данные Росприроднадзора.
В определенной степени это объясняется возрастом транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Возрастная категория транспортных средств | Доля в общем количестве транспортных средств | в том числе в собственности | |
физических лиц | юридических лиц | ||
с года выпуска которых прошло до 1 года включительно | 5,1 | 4,7 | 9,0 |
с года выпуска которых прошло от 1 до 3 лет включительно | 9,6 | 9,2 | 13,9 |
с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет включительно | 11,8 | 11,7 | 12,7 |
с года выпуска которых прошло от 5 до 10 лет включительно | 22,1 | 22,4 | 19,5 |
с года выпуска которых прошло от 10 до 15 лет включительно | 15,6 | 16,1 | 10,5 |
с года выпуска которых прошло свыше 15 лет включительно | 35,9 | 36,0 | 34,4 |
Все возрастные категории транспортных средств | 100 | 100 | 100 |
Значимую роль в формировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу играют и виды моторного топлива, которые используются транспортным средствами.
Транспортные средства по видам используемого моторного топлива | Доля в общем количестве транспортных средств | в том числе в собственности | |
физических лиц | юридических лиц | ||
С возможностью использования природного газа | 2,49 | 2,43 | 3,10 |
С возможностью использования электродвигателей | 0,03 | 0,03 | 0,05 |
С возможностью использования только бензина и дизельного топлива | 97,48 | 97,55 | 96,85 |
Все виды транспортных средств | 100 | 100 | 100 |