Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году»

Финансовые аспекты природопользования и охраны окружающей среды

Затраты на охрану окружающей среды

Затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации по направлениям расходов (в фактически действовавших ценах), млн руб.
Направления расходов 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Индексы физического объема затрат*
2014 г. в % к 2013 г. 2015 г. в % к 2014 г. 2016 г. в % к 2015 г. 2017 г. в % к 2016 г.
Объем затрат на охрану окружающей среды 233,9 372,4 582,1 590,9 657,0 105,8 92,8 92,8 102,7
в т.ч. по направлениям природоохранной деятельности:
охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата 53,8 80,1 102,8 102,3 122,5 114,3 80,7 91,9 114,7
сбор и очистка сточных вод 105,4 169,2 234,1 235,6 238,5 103,4 90,9 92,9 97,2
обращение с отходами 22,7 41,5 68,5 66,7 79,5 111,7 97,6 90,1 114,7
защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод 13,4 17,2 38,0 44,5 33,6 102,5 91,3 108,1 72,1
сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий 12,5 23,0 44,6 35,9 42,5 105,9 115,5 76,4 115,6
прочие 26,1 41,5 94,2 105,9 140,5 99,1 101,9 97,2 104,5
Объем затрат на охрану окружающей среды в % к ВВП 1,1 0,8 0,7 0,7 0,7 - - -

Примечание: * В сопоставимых ценах. В 2014 г. - без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь.

Источник: данные Росстата.

Динамика основных видов затрат на охрану окружающей среды в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)
Источник: данные Росстата.
Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации
Направления инвестиций 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Миллионов рублей ( в фактически действовавших ценах)
Инвестиции в основной капитал - всего 58738 89094 95662 116543 123807 158636 151788 139677 152996
в том числе на: охрану и рациональное использование водных ресурсов 26143 46025 46610 52420 59505 76315 78962 67469 65863
охрану атмосферного воздуха 19839 26127 27882 34626 41196 55587 40120 40340 59827
охрану и рациональное использование земель 9206 9340 13785 19888 13802 14540 15703 12228 10174
из них на рекультивацию нарушенных земель 2041 2782 2412 4248 3685 4238 5671 3865 3876
охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 2988 6276 4505 7442 7485 7684 12732 8423 10942
на другие мероприятия 562 1326 2880 2167 1819 4510 4271 11217 6190
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Инвестиции в основной капитал - всего 124,8 100,7 98,7 114,1 100,7 122,4 86,0 86,6 105,6
из них: на охрану и рациональное использование водных ресурсов 145,2 108,7 93,1 105,3 107,6 122,5 93,0 80,4 94,1
на охрану атмосферного воздуха 111,8 104,1 98,1 116,3 112,8 128,9 64,9 94,6 143,0
на охрану и рациональное использование земель 144,7 78,3 135,7 135,1 65,8 100,6 97,1 73,3 80,2
из них на рекультивацию нарушенных земель 143,0 105,4 79,7 164,9 82,2 109,9 120,3 64,1 96,7
охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 72,9 82,0 66,0 154,7 95,3 98,1 149,0 62,2 125,3
на другие мероприятия 65,4 93,3 199,8 70,4 79,6 236,8 85,2 247,0 53,2
Справочно. Динамика физических объемов инвестиций в основной капитал в экономику страны в целом, в % к предыдущему году 110,2 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 104,4

2017 г. охарактеризовался ростом рассматриваемых капиталовложений: их общий объем составил 153,0 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2016 г. при сопоставлении величин в текущих ценах соответствующих лет. Увеличение физического объема данных показателей в сопоставимых ценах было на уровне 5-6%. Из 153,0 млрд руб. природоохранных капиталовложений в 2017 г. 60,5 млрд руб. были израсходованы на новое строительство; остальные средства были направлены на реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию соответствующих объектов и др.

Основные инвесторы и источники финансирования в природоохранные и природосберегающие инвестиционные мероприятия
Источник: данные Росстата.

Бюджетные доходы от природопользования

Динамика основных прямых доходов федерального бюджета от природных ресурсов и природопользования в Российской Федерации, млрд руб.
Виды доходов и названия налогов, сборов и платежей 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Налоги на прибыль, доходы из них налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и др. 0,5 31,6 18,4 12,6
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - всего 1157,4 3181,2 2883,0 4090,3
из них: налог на добычу полезных ископаемых 1122,9 3160,0 2863,5 4061,4
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 13,8 18,2 16,7 26,1
водный налог 14,8 2,6 2,3 2,4
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов 5,9 0,4 0,5 0,5
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности из них:доходы, получаемые в виде арендной платы за землю после разграничений госсобственности, и др.* 4,8 9,0 9,4 9,8
плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - 0,01 0,01 0,02
Платежи при пользовании природными ресурсами - всего 61,3 166,3 236,7 341,0
из них: плата за негативное воздействие на окружающую среду 3,4 5,4 1,1 0,7
платежи при пользовании недрами 47,7 41,5 55,3 67,7
платежи за пользование водными биоресурсами по межправительственным соглашениям 0,94 1,73 1,57 1,61
плата за использование лесов* 9,3 17,7 19,3 21,0
плата за пользование водными объектами 9,2 11,3 13,3 15,4
доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса, и др.* 0,02 0,18 0,69
доходы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и др.* 3,5 8,6 26,3
сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами - 0,07 0,08 0,05
плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др. 0,18 0,21 0,31 0,46
утилизационный сбор - 84,7 137,1 205,9
экологический сбор - - - 1,3
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов из них:доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции 3,3 32,2 15,3 25,9
доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и др.* 1,6 2,1 1,2
Административные платежи и сборы из них:сборы, вносимые заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, и др.* 0,33 0,33 0,29
плата, взимаемая при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, и др.* 0,33 0,39 0,33
Штрафы, санкции, возмещение ущерба из них:денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства:
- о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др. 0,11 0,23 0,28 0,28
Окончание таблицы 13.29
- о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране животного мира и др. - 1,5 1,2 1,3
Государственные пошлины из них государственная пошлина за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов, за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира и др. - 0,66 0,64 0,66
Доходы от внешнеэкономической деятельности из них вывозные таможенные пошлины на:- сырую нефть 1151,5 1431,2 1030,8 976,2
- природный газ 302,6 552,5 536,5 576,2
Итого млрд руб. 2681,5 5408,7 4735,1 6036,1
в % от всех доходов федерального бюджета 34,5 39,6 35,2 40,0
Справочно. Всего доходов федерального бюджета, млрд руб. 7781,1 13659,2 13460,0 15088,9

Примечание: Структура и/или название этой группы (статьи) доходов в рассматриваемом периоде изменялись.

Источник: составлено на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы и по данным Федерального казначейства.

В последние годы в составе федерального бюджета ощутимую роль стал играть неналоговый утилизационный сбор, который выплачивают отечественные изготовители, импортеры, а также владельцы автомобилей в целях обеспечения экобезопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств. Рассматриваемый сбор в 2012 г. был на уровне 18,7 млрд руб. В 2016 г. эта величина увеличилась до 137,1 млрд руб. В 2017 г. она равнялась по оценке 205,9 млрд руб. В последние годы эта субстатья оказалась на уровне 60% от общей статьи доходов «Платежи при пользовании природными ресурсами».

В 2017 г. началось упорядоченное поступление средств от экологического сбора с производителей и импортеров определенной группы товаров (включая упаковку) в целях аккумулирования средств на дальнейшие, комплексно организованные сбор, переработку и утилизацию отходов потребления, образовавшихся от этих товаров/продуктов (если указанные производители и импортеры самостоятельно не осуществляют мероприятия по экологически безвредному обращению с данными отходами). Объемы средств, поступивших в виде экологического сбора в федеральный бюджет, пока относительно невелики: в 2017 г. они были менее 0,4% от общих доходов по статье «Платежи при пользовании природными ресурсами», в дальнейшем эта величина должна значительно увеличиться.

Динамика основных прямых доходов консолидированного бюджета от природных ресурсов и природопользования в Российской Федерации, млрд руб.
Виды доходов и названия налогов, сборов и платежей 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Налоги на прибыль, доходы
из них:налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и др. 2,3 158,2 92,2 50,5
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - всего 1235,2 3250,7 2951,8 4162,9
из них: налог на добычу полезных ископаемых 1197,4 3226,8 2929,4 4130,4
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 14,5 19,1 17,6 27,4
водный налог 14,8 2,6 2,3 2,4
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов 8,4 2,2 2,6 2,75
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
из них: доходы, получаемые в виде арендной платы за землю после разграничений госсобственности, и др.* 9,7 28,8 32,5 34,6
плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - 0,025 0,01 0,15
доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена 129,3 162,3 163,6 170,8
Платежи при пользовании природными ресурсами
Платежи при пользовании природными ресурсами - всего 82,4 198,7 272,7 369,5
из них: плата за негативное воздействие на окружающую среду 16,9 26,8 22,2 14,2
платежи при пользовании недрами 50,3 45,9 61,7 72,2
платежи за пользование водными биоресурсами по межправительственным соглашениям 0,94 1,73 1,57 1,61
плата за использование лесов* 14,2 24,4 27,8 31,5
плата за пользование водными объектами 9,2 11,3 13,3 15,4
доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса, и др.* 0,02 0,18 0.69
доходы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и др.* 3,5 8,6 26,3
сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами - 0,13 0,12 0,09
плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др. 0,21 0,26 0,36 0,51
утилизационный сбор - 84,7 137,1 205,9
экологический сбор - - - 1,3
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
из них:доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции 6,6 44,3 30,6 51,8
доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и др.* 38,4 36,3 36,7
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, и др. - 0,09 1,18 1,70
Административные платежи и сборы
из них:сборы, вносимые заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, и др.* 0,35 0,34 0,31
плата, взимаемая при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, и др.* 0,33 0,39 0,33
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
из них: - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др. 0,11 0,23 0,28 0,28
- денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране животного мира и др. 1,0 3,9 4,0 4,2
суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде 0,17 1,02 1,86 2,07
Налоги на имущество:
из них земельный налог 68,9 185,1 176,4 186,0
Государственные пошлины
из них государственная пошлина на выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов, за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира и др. - 0,71 0,71 0,75
Доходы от внешнеэкономической деятельности
из них: вывозные таможенные пошлины на:- сырую нефть 1151,5 1431,2 1030,8 976,16
- природный газ 302,6 552,5 536,5 576,24
Итого млрд руб. 2989,8 6056,7 5332,3 6624,8
в % от всех доходов консолидированного бюджета 22,4 22,5 18,9 21,3
Справочно. Всего доходов консолидированного бюджета 13368,3 26922,0 28181,5 31046,7

Примечание: Структура и/или название этой группы (статьи) доходов в рассматриваемом периоде изменялись.

Источник: материалы Федерального казначейства.

Бюджетные расходы на охрану окружающей среды

В 2007 г. доля расходов по разделу «Охрана окружающей среды» федерального бюджета от общей суммы всей его расходной части составила немногим более 0,1%, то в 2016 г. она была на уровне 0,4%, а в 2017 г. – почти 0,6%.

Динамика расходов по разделам и подразделам федерального бюджета Российской Федерации, связанным с природными ресурсами и природопользованием, млн руб.
Разделы и подразделы бюджетных расходов 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2007 г., %
Национальная экономика в том числе:Воспроизводство минерально-сырьевой базы 20560 33186 30932 29526 144
Водное хозяйство* 14032 13230 15482 16081 115
Лесное хозяйство 4841 29315 26983 27610 рост в 5,7 раза
Жилищно-коммунальное хозяйство в том числе:Коммунальное хозяйство 2660 11849 10468 35004 рост в 13,2 раза
Благоустройство - 181 545 42085
Справочно. Всего расходы федерального бюджета, млрд руб. 5986,6 15620,3 16416,4 16420,3 рост в 2,7 раза

Примечание: *в 2007 г. - Водные ресурсы.

Источник: данные, приведенные в федеральных законах об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, и данные Федерального казначейства.

Наибольшие ресурсы, которые поступают на мероприятия по охране окружающей среды, приходятся на сбор, удаление и очистку сточных вод: в 2017 г. из федерального бюджета на эти цели было израсходовано 341 млн руб., а из консолидированного бюджета – 2 935 млн руб.

Доля расходов по разделу «Охрана окружающей среды» в общей сумме затрат консолидированного бюджета Российской Федерации в 2017 г. составила 0,36%; в предыдущем 2016 г. – 0,27% и в 2007 г. – 0,23%.

Динамика расходов по разделу «Охрана окружающей среды» и другим профильным разделам и подразделам консолидированного бюджета Российской Федерации, млн руб.
Разделы и подразделы бюджетных расходов 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2007 г.
Охрана окружающей среды - всего 26488 71712 83975 116282 в 4,4 раза
в том числе:
экологический контроль - 183 200 145
сбор, удаление и очистка сточных вод 1078 3227 1280 2935 в 2,7 раза
охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 7806 22365 22133 22995 в 2,9 раза
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 276 633 584 769 в 2,8 раза
другие вопросы в области охраны окружающей среды 17329 45304 59779 89438 в 5,2 раза
Национальная экономика
в том числе:Воспроизводство минерально-сырьевой базы 23409 34276 31990 30426 130
Водные ресурсы* 20302 23431 23492 23433 115
Лесное хозяйство 26312 41729 40773 42265 161
Жилищно-коммунальное хозяйство в том числе:Коммунальное хозяйство 437763 271026 288333 341925 78
Благоустройство - 225314 315838 436387
Справочно. Всего расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 11378,6 29741,5 31323,7 32395,7 в 2,8 раза

Примечание: * в 2007 г. - Водные ресурсы.

Источник: материалы Федерального казначейства.

Раздел доклада в формате PDF